16:00, 23 сентября 2019 г.
Владимир Ярцев: хранитель древности или история человека, нашедшего динозавра
фото Владимира Ярцева
Жить в Мангистау и хотя бы раз не примерить на себя роль палеонтолога практически невозможно. Почти каждый, воодушевленный жаждой приключений и желанием прикоснуться к истории, выезжал в степь на поиски зубов древних акул. И, как правило, находил. Благо, мангистауская степь, которая сотни миллионов лет назад являлась дном древнего океана Тетис, в некоторых местах буквально усыпана фрагментами доисторических рыб.
Для большинства одного найденного зуба вполне достаточно, чтобы утолить интерес к древности, другие же навсегда «попадают в сети» таинственного Тетиса и простое любопытство перерастает в дело жизни.
Одним из таких людей как раз-таки является Владимир Ярцев, инженер-строитель по образованию, палеонтолог в душе.
Сегодня, его смело можно назвать уже палеонтологом-любителем, а еще несколько лет назад, мужчина даже не представлял, что однажды посвятит палеонтологии все свое свободное время.
По словам Владимира, интерес к археологии и палеонтологии у него был всегда. Родители были геологами, много ездили по Казахстану и брали его еще ребенком на полевые работы. Будучи мальчишкой, он проехал почти всю страну, только вот на Мангистау побывать не удалось. В 2003 году из Алматы Владимир приехал на полуостров по работе, и это полностью изменило его жизнь.
«Всерьез увлекаться палеонтологией я начал около двух с половиной лет назад. Я тогда по вахтам работал – месяц на вахте, месяц дома. Было много свободного времени. Я начал читать литературу по палеонтологии именно в Мангистауской области. В советское время на Мангышлаке в этой области проводились серьезные глубокие исследования. Это сейчас палеонтологии в Казахстане как таковой нет. Не финансируется. Я нашел старые карты, на которых были отмечены точки, где проходят слои палеогена (палеогеновый период – 66 миллионов лет назад). Все названия точек старые, их уже давно не существует. Я сверял ландшафты и рельефы со старых карт с современными фотографиями со спутника, находил эти точки, выезжал туда. Первые попытки что-то найти были безуспешны. На одно место я выезжал по пять-шесть раз и ничего не находил Позже, на точках я находил, в основном, зубы силахий (подвид акул)», - рассказывает Владимир.
Со временем, говорит палеонтолог-любитель, он начал разбираться в отложениях. Некоторые из них, по словам Владимира, можно разглядеть даже на спутниковом изображении.
«Допустим, палеоген белого цвета. Я стал разбираться, где есть фаунистические отложения, какого они цвета, как они сформированы. Я стал находить такие места, ездить на эти точки, искать. Не всегда успешно, но находки были. Некоторые места, которые я нашел, крупные, они не описаны ни в какой литературе, как и находки которые я там сделал. Видимо, никто до этого ничего подобного не находил, даже во времена глубокого изучения в советское время. В частности, одна из моих находок - это зубы меловой акулы птихода (жила около 100 миллионов лет назад). Это была самая крупная рыба в Меловой период. Она достигала 14,5 метров, питалась моллюсками-аммонитами. У нее зубы как жернова, которыми она давила и перемалывала раковины», - рассказывает Владимир.
Сегодня в коллекции Владимира множество различных зубов древних акул, от "обычных" в понимании жителя Мангистау, до поистине редчайших экземпляров. Возраст зубов колеблется от 60 до 100 миллионов лет.
Есть в его коллекции бессчётное количество аммонитов. Они, по словам Владимира, совсем не редкость.
«Когда идешь и видишь нижний «мел» (отложения Мелового периода – 140-145 миллионов лет) и такие ракушки торчат из него, понимаешь, что это не редкость. Есть места, где этой фауны очень много. На Мангышлаке все представлено, в основном, Мелового периода, но сохранность его очень плохая».
Стоит отметить, что большинство найденных крупных аммонитов на первый взгляд простого обывателя выглядят, как огромные несуразные камни. Пройдешь мимо такого сокровища и не заметишь.
Но Владимир не просто «собирает камни». Отличить древность от обычной глыбы помогает опыт, а показать, насколько прекрасна его находка на самом деле – терпение. Владимир купил специальное оборудование, которым препарирует (отчищает от окаменелой породы) свои находки, извлекая наружу первозданную красоту аммонитов, которым на сегодняшний день, ни много ни мало от 140 до 147 миллионов лет.
Есть среди его находок и такие, чей возраст составляет около 200 миллионов лет и принадлежат они к Юрскому периоду.
«Недавно я нашел слепок папоротника. На Мангышлаке вообще юра (Юрский период) представлена в основном флорой. Примечательно, что ее сохранность гораздо лучше, чем у палеогена, хотя она и старше», - говорит Владимир.
Все находки мужчина хранит дома. Для части из них оборудован специальный стеллаж, другие же, которым еще требуется препарирование, пока лежат на балконе.
Среди экспонатов, которые заняли свое место в квартире Владимира, нет самой главной его находки – скелета ихтиозавра.
Владимир признается, что когда только начал ездить по полуострову в поисках древностей, предчувствовал, что однажды он найдет нечто грандиозное. Предчувствие не обмануло. В мае этого года палеонтолог-любитель наткнулся на фрагменты древнего динозавра. Эта находка стала историческим событием для всего научного мира Казахстана.
«В конце мая мы с друзьями поехали в район Тущыбека, ходили там по отложениям, ничего примечательного не нашли, собирали маленькие аммониты. Уже под вечер я шел мимо горы и увидел в ней промоину, из которой торчали позвонки. Крупные очень. До этого я находил позвонки китов, но это было не то, намного больше. Я сразу понял, что это какая-то крупная рептилия, плезиозавр или ихтиозавр. Мы немного их подкопали, но извлекать не стали. Так как фрагменты были очень хрупкие и лучше, чтобы извлечением их занялись профессионалы», - рассказывает Владимир.
Видео своей находки мужчина поделился в Инстаграм. Скелетом заинтересовались палеонтологи из Астаны, Алматы и Ульяновска. Они-то и занимались раскопками в дальнейшем. Извлечь удалось только позвонки, ласты и череп древней рептилии находились в каменной породе и крошились. Их было решено оставить на месте.
По тем фрагментам, что удалось извлечь (40 позвонков), специалисты определили, что принадлежат они ихтиозавру, а также размер рептилии. При жизни особь была довольно крупной и достигала девяти метров в длину.
В настоящее время ихтиозавр передан в Мангистауский областной краеведческий музей. Но его нет в выставочном зале, как и множества других находок, которые по разным причинам пылятся в хранилищах.
К слову, находку в музей Владимир передал безвозмездно, так как считает ее исторически важной. Хотя по закону нашедшему полагается 50 процентов суммы от стоимости найденного.
Уж не знаю, сколько стоит ихтиозавр по государственным меркам, но на «черном рынке» среди коллекционеров такой экземпляр «улетел» бы в считанные часы за несколько миллионов долларов.
«Мне не важна финансовая составляющая, я не гонюсь за деньгами. Для меня это история, это то, что принадлежит всем, то, что нужно сохранить и передать будущим поколениям. Поэтому я не на минуту о деньгах или собственной выгоде не задумывался», - говорит Владимир.
О том, что меркантильных интересов мужчина не преследует, говорит не только его отношение к найденным древностям, а их он очень бережно хранит и оберегает, и даже самые мелкие аммониты считает для себя настоящим сокровищем, но и его мечта, к исполнению которой он пусть медленно, но все же идет.
«Я мечтаю открыть свой музей палеонтологии, где смогу выставлять все, что нашел. Он будет бесплатным, для всех желающих. Чтобы люди могли увидеть, заинтересоваться, потрогать, узнать. Я не хочу, чтобы все это лежало у меня дома, и смотреть мог только я. Ведь это поистине невероятная история мира, в котором мы живем. Недавно я написал письмо в Астану насчет музея, там сказали, что нужно получить одобрение у местных органов власти. Думаю, они одобрят, так как причин для отказа нет», - говорит Владимир.
Открыть мини-музей мужчина хочет на свои средства, без помощи спонсоров.
«Для меня важно, чтобы я имел доступ к выставочным экземплярам постоянно. Для меня они дороги – это во-первых, а во-вторых, я не доверяю людям. Очень много историй я слышал, когда меценаты дают палеонтологам-любителям помещение для выставки, все идет хорошо, а однажды человек приходит, на дверях замок и все «сокровища» ушли с молотка. Мне бы хотелось, чтобы каждый экземпляр был сохранен. Чтобы он остался тут, в Казахстане».
Владимир считает, что такие любители палеонтологии как он, привносят огромный вклад в сохранение древностей.
«Мне часто пишут «какое право вы имеете все это собирать?». Ну, во-первых, в Казахстане это не запрещено, никакими законами это не регулируется. Нельзя только экспортировать. Но самое основное это то, что все, что я собрал, сохранится. Допустим, те же аммониты, если их не забрать сейчас, через несколько лет превратятся в труху. Я своими глазами видел – я приезжал на место, где из породы торчали аммониты-наутилусы, через несколько месяцев вернулся на то же место, а они уже все лежат мелкими кусками в ущелье. У нас очень мощное выветривание".
Еще больший урон приносят «черные копатели». Приезжают сюда из других стран, находят точки с залежами, разбивают там лагерь и в буквальном смысле «пылесосят» территорию, собирая все, что попадается. Это вывозится из Казахстана, продается. «Наши зубы» можно увидеть на рынках в России, в Америке. Они очень высоко ценятся, поэтому представляют интерес для черных копателей. Я же то, что нашел, никогда не продаю, не вывожу из страны. Я все храню, чтобы однажды люди смогли их увидеть».
По мнению палеонтолога-любителя, открытие музея будет познавательно не только местным жителям, но и привлечет туристов.
«Я думаю, людям будет очень интересно. Буквально полтора года назад, когда я только начал вести Инстаграм и рассказывать, что я делаю, показывать что нашел, мало кому это было интересно. Были даже такие, кто смеялись надо мной и относились скептически – «какой еще океан Тетис, какие еще 100 миллионов лет назад. Мужик, что ты мелишь…». А сейчас эти же самые люди начали углубляться, писать мне в личку, интересоваться, читать на эту тему, сами ездить и что-то пытаться найти. Я считаю, это уже какой-то вклад, то, что люди заинтересовались. У меня на работе коллеги интересуются, подписываются на страницу, даже генеральный директор проявляет интерес к тому, чем я занимаюсь».
Не пропал интерес к палеонтологии со временем и у самого Владимира, наоборот, укрепился. По признанию мужчины, он забросил все свои остальные хобби, среди которых была подводная рыбалка, и полностью посвятил себя изучению древнего Мангистау.
«Меня уже как год перевели с вахтовой работы на шестидневку. Теперь у меня всего один выходной в неделю, но его я всегда стараюсь посвятить его поездке. Родные относятся к этому не очень положительно, жалуются, что не провожу время с семьей. Но я уже без этого не могу. Это как наркотик. Несмотря на то, что иногда дорога на машине занимает до четырёх-пяти часов, плюс еще пешком по «горам» и изнуряющей жаре, я прохожу по 10-15 километров – я отдыхаю».
В поездки с собой Владимир старается не брать попутчиков. Во-первых, опасается за их здоровье, во-вторых, многие места палеогена просто не хочет афишировать.
«Я давно не ориентируюсь на старые карты. Они были лишь толчком. Я нашел новые точки, намного интереснее и перспективнее, которые не описаны ни в одной литературе, их нет на картах. Но я не хочу их афишировать, так как туда могут прийти черные копатели. Кроме того, местные люди, они тоже относятся ко всему этому, как к развлечению. Есть такие места, где залежи палеогена, туда туристов возят, они зубы собирают. Для них это просто диковинка, а не историческая находка».
Владимир Ярцев с гордостью продемонстрировал все свои «сокровища» журналисту. В этом, пока еще домашнем музее, экспонаты можно не только посмотреть, но и пощупать, повертеть и рассмотреть со всех сторон. Про каждую из своих находок палеонтолог-любитель может рассказать целую историю. И очень жаль, что пережить настолько увлекательное путешествие в прошлое могут немногие - те, кому посчастливилось прийти к Владимиру в гости.
Хочется верить, что мечта этого по-настоящему увлеченного человека осуществиться и когда-нибудь в выходной жители города вместе со своими детьми смогут посетить Актауский музей палеонтологии и собственными глазами увидеть то, что в наследие оставил Тетис, а такие как Владимир Ярцев сохранили для нас.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Последние новости
17:23
Вчера
15:26
Вчера
14:00
Вчера
13:04
Вчера
12:13
Вчера
Объявления
20:22, 19 ноября
844
13:11, 14 ноября
58
14:18, 25 декабря 2023 г.
20:22, 19 ноября
414
live comments feed...