• Главная
  • Почему в Мангистау затягивается рекультивация хвостохранилища Кошкар-Ата
15:19, 11 ноября 2020 г.

Почему в Мангистау затягивается рекультивация хвостохранилища Кошкар-Ата

Кршкар-Ата. фото взято с сайта time.kz

Кршкар-Ата. фото взято с сайта time.kz

Существующее еще с советских времен ядовитое хвостохранилище в Мангистауской области является самой острой экологической проблемой Западного региона страны. Местные жители поднимают эту тему на встречах с чиновниками разных рангов на протяжении последних 10 лет. Однако пока слышат только обещания, пишет time.kz.

В этом году уже выделили деньги и определили подрядчика, но рекультивация так и не началась. Пока власти раскачиваются, уходит драгоценное время. Но, как выясняется, затягивать процесс рекультивации озера выгодно местным чиновникам: ведь таким образом можно бесконечно выпрашивать из бюджета деньги на его содержание и разработку новой проектно-сметной документации (ПСД).

Вопрос рекультивации радиоактивного озера поднимался неоднократно еще с 90-х годов, но решать его стали в 2005-м, когда на бетонирование участка площадью 200 кв. метров из бюджета было выделено 300 млн тенге. После этого процесс приостановился из-за нехватки средств. В 2014 году расчетами стоимости рекультивации озера занималась специально привлеченная компания “Семейгражданпроект”. На тот момент специалисты подготовили проектно-сметную документацию, на которую было затрачено 33 млн тенге. Однако согласно расчетам на полную ликвидацию радиоактивного озера тогда требовалось 25, 9 млрд тенге.

Местный бюджет не смог выделить такую сумму, поэтому процесс опять затормозился. Лишь после неоднократных жалоб и обращений жителей и властей региона в 2017 году озеро передали на республиканский баланс. Местные власти надеялись, что этот шаг позволит быстрее решить проблему с финансированием проекта, однако тогда стало известно, что его необходимо пересмотреть и внести корректировки. Но, как отметил заместитель руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования Мангистауской области Есенкос АДИЛЬБАЕВ, позже оставили все же старую документацию.

Несмотря на это, проблема финансирования так и не решилась. Тогда в начале октября 2019 года в дело вмешались уже депутаты сената, которые направили запрос о финансировании рекультивации озера премьер-министру Аскару МАМИНУ. Они напомнили главе правительства, что в рамках его рабочей поездки в Мангистаускую область он давал протокольное поручение Министерству энергетики совместно с Министерством финансов и областным акиматом рассмотреть вопрос по восстановлению объема финансирования проекта рекультивации хвостохранилища при уточнении бюджета на 2019 год.

В ответе, который дал премьер-министр, указывалось, что в ноябре 2018 года по результатам государственного аудита выяс­нилось: стоимость проекта рекультивации завышена на 12,049 млрд тенге. Тогда материалы аудита были переданы в Агентство по противодействию коррупции и Генеральную прокуратуру для принятия по ним процессуального решения. Соответственно, вопрос финансирования проекта из рес­публиканского бюджета в 2020 году отложили. Позднее стало известно, что местные чиновники отделались лишь рекомендациями Генеральной прокуратуры. Как объясняет Есенкос Адильбаев, все дело в том, что проект еще не начали реализовывать и деньги на него из бюджета не выделялись.

Между тем осенью 2019 года наконец-то объявили тендер на определение подрядной организации, которая должна была заняться ликвидацией ядовитого озера. В феврале этого года победителем тендера стало АО “Павлодарский речной порт”, которое заключило договор с управлением природных ресурсов и регулирования природопользования Мангистауской области. Вот только другие участники тендера, не согласившись с решением конкурс­ной комиссии, обратились в суд. Основанием послужил тот факт, что победитель не соответствует квалификационным требованиям конкурса и у него отсутствует опыт работы в части рекультивации именно радиоактивных отходов.

В своем иске мы указали, что у победителя отсутствовала лицензия на деятельность по обращению с радиоактивными отходами. Представили ряд своих доказательств, но, к сожалению, суд первой инстанции нас не поддержал. Судья даже не привлек к данному процессу специалистов, чтобы прояснить все нюансы. Более того, один из ответчиков уверял судью, что это озеро не опасно и там якобы даже нет радиоактивных отходов. Поэтому, мол, его чуть ли не лопатами можно засыпать! В действительности же на такие работы необходимы специальная лицензия, наличие специалистов и спецтехники. Это не просто яму закопать - там ведь находятся миллионы тонн радиоактивных отходов. И к процессу рекультивации надо подходить с огромной осторожностью, - пояснили представители истца.

Судебная коллегия второй инстанции подошла к рассмотрению дела более внимательно. Изучив доводы истца, коллегия сначала направила запрос в областной департамент экологии о наличии радиоактивных отходов. Получив подтверждение о присутствии в озере почти 52 млн тонн радиоактивных отходов, суд признал недействительным договор госзакупа и обязал управление устранить нарушение прав и законных интересов истца. Правда, тут возникает вопрос: как чиновники допустили к участию в конкурсе лицо, не обладающее правом (разрешением) и без соответствующего опыта работы с радиационными материалами? Ведь последствия их работы могли печально отразиться на всем регионе.

После рассмотрения проблемы в областном суде, казалось бы, дело осталось за малым. Однако чиновники не спешат этого делать. Судебное решение было вынесено еще 2 сентября этого года, но договор до сих пор не заключен. Государственный судебный исполнитель пытается выполнить решение суда, но очевидно, что силы неравны. И вот тут всплывает любопытный нюанс: в первом случае договор был заключен через две недели после объявления победителя тендера. А во втором, по заверению чиновников, они в рамках закона могут ждать вынесения решения Верховного суда. Казалось бы, мы живем в правовом государстве, но данная конституционная норма работает весьма избирательно в зависимости от желания некоторых чиновников местного уровня.

Здесь нелишне будет упомянуть весьма любопытный момент: срок действующей ПСД на ликвидацию озера истек еще 30 марта 2020 года. То есть чиновникам удалось заключить договор с победителем тендера за неделю до истечения ее срока. Однако если суд вынесет решение в пользу второго подрядчика, начнется новый этап разработки ПСД. А вот если в Верховном суде выиграет первый победитель конкурса, то рекультивация начнется без пересмотра ПСД. Но кто уверен на 100 процентов, что победителем окажется именно первая компания?! Более того, если победитель тендера все же проиграет, то сам проект рекультивации после пересмотра ПСД заметно подорожает.

Сметные расчеты, которые применялись ранее, изменили в 2015 году. Если мы будет заново разрабатывать ПСД, то с новыми сметными расчетами проект подорожает до 22 млрд тенге. Но этим процессом будет уже заниматься Министерство экологии, так как озеро находится на его балансе, - отметил Есенкос Адильбаев.

А пока чиновники ждут вердикта Верховного суда (как будто решения второй инстанции нет и его не надо исполнять), из бюджета приходится выделять дополнительные средства на содержание ядовитого озера. Так, по данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования, в 2016 году на содержание хвостохранилища выделено более 941 млн тенге, из которых 522 млн для залива неочищенных канализационных вод из КОС-1 города Актау в хвостохранилище.

Автор статьи Ланга Черешкайте

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#мангистау #кошкарата #хвостохранилище #отходы #ядовитые #рекультивация
Объявления
live comments feed...