• Главная
  • В акимате Мангистау объяснили ситуацию с сжиженным газом в регионе
12:08, 3 декабря 2020 г.

В акимате Мангистау объяснили ситуацию с сжиженным газом в регионе

АГЗС. Фото: kolesa.kz

АГЗС. Фото: kolesa.kz

Разъяснение по проблемам с сжиженным газом в регионе опубликовал в Facebook заместитель акима Мангистауской области Галымжан Ниязов. Он привел четыре причины, из-за которых трудности испытывают как предприниматели, продающие топливо, так и автолюбители покупающие его, передает инАктау.

По данным Галымжана Ниязова, сегодня в области насчитывается 130 тысяч автомобилей, из которых 93 заправляют голубым топливом.

"Это более 70 процентов от общего числа машин. "Транзитные" автомобили (с других регионов) во время нахождения у нас в гостях, тоже заправляются нашим топливом на заправочных станциях. Особенно это ощущается во время туристического наплыва, в летнее время", - написал он.

Замглавы региона отметил, что число автомашин переходящие на ГБО неуклонно растет: в 2017 году - 88 104 единиц, в 2018 году - 90 912, в 2019 году - 92 557, конец сентября 2020 года - 93 122.

Всего по области услуги по переоборудованию автомобилей на газ осуществляют 26 компаний. 22 из них работают в Актау, две в Жанаозене, и по одной компании имеются в Бейнеуском и Мунайлинском районах.

"Естественный рост населения, доступные автокредиты, экономичность газа в сравнении с бензином и другие факторы только будут подстегивать рост потребления СНГ для нашего региона", - отметил Галымжан Ниязов.

Еще одной причиной возникших проблем заместитель акима назвал постоянный рост потребляемого объема газа в Мангистау.

"Ежемесячная потребность в СНГ для нашего региона сейчас составляет порядка 19 тысяч тонн. Суммарно чуть более 228 тысяч тонн в год. А если в день, то чуть более 600 тонн. Учитывая, что в одной тонне в среднем 1750 литров (в зависимости от плотности), то для области ежедневно нужно более одного миллиона литров, чтобы обеспечить суточную потребность!", - уточнил он.

По его словам, в 2017 году было потреблено 171 231,89 тонн, в 2018 году поставлено 189 495,04 тонн, что на 18 тысяч тонн больше, чем в предыдущем. В 2019 году цифра по региону составила 203 795,91 тонн, что на 14 тысяч тонн превышает предыдущий год. 

"Естественно, в 2020 году топлива прогнозировалось еще больше. Но пандемия немного "скорректировала" цифру этого года. В итоге 182 681,8 тонн понадобилось в этом году. При этом Газоперерабатывающий завод (Жанаозен), ТОО "КазГПЗ", поставляет 14,5 тысяч тонн топлива в месяц. Внутренний дефицит составляет 4-4,5 тысяч тонн в месяц, который покрывается за счет поставки топлива из соседних регионов (Атырау и Актобе). В среднем, на их долю приходится почти до 23-25 процентов от общего объема потребления", - пишет замглавы МО. 

Галымжан Ниязов также разъяснил, каким образом в Мангистау поставляется и реализуется сжиженный газ.

"ТОО "КазГПЗ" получает газ-сырье от АО "Мангыстаумунайгаз", АО "Озенмунайгаз", ТОО "Тасболат Ойл Корпорэйшн", ТОО "Тенге Ойл энд газ". Перечисленные компании поставляют на завод сырой газ (кстати, попутным газом снабжаются только двумя из них). Дополнительно завод получает от других двух, ТОО "Каракудукмунай" и ТОО "Кен-сары", такой компонент, как широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), из которого тоже вырабатывается СНГ. Вышеназванное сырье, завод перерабатывает и поставляет уже в виде готового СНГ на рынок только через газосетевые организации (ГСО) в рамках плановых поставок 75 процентов общего ежемесячного производимого объема. Еще 25 процентов поставляет через электронные торговые площадки по рыночной цене (подробнее об этом ниже). Вот на этот объем, равный 75 процентам, государством определяется предельная оптовая цена от завода-производителя. Сейчас она составляет чуть больше 43 345 тенге за тонну. Кстати, производители считают эту цену рыночно не справедливой, не покрывающие даже их убытки", - написал он.

Сейчас в регионе действуют пять ГСО (всего по стране их общая численность достигла 188): ТОО "SK LTD KZ", ТОО "АДМ ГАЗ", ТОО "TanaGasCom", ТОО "ГазЦентр", ТОО "Автогаз Трэйд". 

"Эти ГСО в свою очередь осуществляют розничную реализацию автогаза через собственные газозаправочные станции, а также вправе поставлять его и другим частным владельцам АГЗС (на основе договорных обязательств). Автозаправочные станции могут быть как сетевыми, принадлежащими ГСО, так и частными. У нас в области более 260 частных предпринимателей, занимающиеся розничной реализацией автогаза", - написал заместитель.

По его словам, число АГЗС растет из года в год.

"На начало 2018 года было 216 АГЗС по области (в городе Актау на тот момент насчитывалось всего лишь пять точек), число предпринимателей - 211. В январе 2019 года - уже 290 станций (в Актау 64 станций), число предпринимателей выросло до 237. В 2020 году стало 312 заправок по области, количество предпринимателей 244. Срез по регионам области по числу АГЗС в настоящее время выглядит следующим образом: в Актау - 70, в Жанаозене - 57, в Бейнеуском районе - 12, в Каракиянском районе - 17, в Мангистауском районе - 39, в Тупкараганском районе - 34 и в Мунайлинском районе - 83 АГЗС. Насколько мне известно, еще 40 новых АГЗС находятся в статусе ведения переговоров с ГСО и ожидания запуска", - говорится в сообщении.

Галымжан Ниязов отметил, что по Предпринимательскому кодексу местные исполнительные органы (МИО) не имеют права регулировать количество автогазозаправочных станций, так как это рыночная сфера и конкурентная среда.

МИО, в частности, областные акиматы, уполномочены в составлении сводных заявок, получаемых от ГСО на прогнозируемые периоды. Для этого существует специальная комиссия, сводные заявки акиматом направляются в Министерство энергетики РК. Министерство на основе заявок определяет общий потребляемый объем по всей стране и на каждый месяц утверждает лимит на каждый регион. А ГСО уже в рамках утвержденных объемов обеспечивает топливом действующие АГЗС.

"Поэтому рост количества АГЗС, как и рост предпринимателей, в области приводит к уменьшению распределяемого количества топлива на каждую газозаправочную станцию. Ведь суммарно потребляемый объем для области остается неизменным, а с ростом числа заправок, уменьшается доля для каждого. Чтобы донести этот механизм распределения приведу простой арифметический пример. Допустим, 100 литров постоянно распределялись между десятью игроками. В среднем на каждого по десять литров приходилось. Появляется еще два игрока, желающих тоже заниматься этим бизнесом. Теперь цифра 100 делится на 12, на каждого по 8,5 литров. Чуть позже еще два игрока добавляются. Уже на 14 нужно делить и так далее. То есть происходит внутренний дисбаланс: на какой-то заправочной станции газ закончился, а в другом месте он все еще есть в наличии. Если АГЗС реализовала свой объем топлива раньше времени, то она будет "простаивать" и ждать отчетного периода для получения партии газа в рамках плановых поставок. Теоретически могу допустить, что частное лицо, имея в своем распоряжении три точки АГЗС и получив суммарно лимит на все три точки, может намеренно большую часть топлива продавать через одну свою самую "проходящую" точку. А две остальные "непроходящие", так сказать, точки, могут просто простаивать без топлива (это уже предпринимательские хитрости, но такие действия могут порождать дефицит СНГ в некоторых местах, а значит, и очереди). Розничные цены тоже имеют значение: ценовые колебания плюс минус три-пять тенге за литр уже могут перенаправить автомобильные потоки по другим адресам. Окончательную розничную стоимость владельцы заправок определяют самостоятельно. Главное, чтобы не превышали предельный порог розничных цен, установленной правительством (50 тенге за литр для нашего региона)", - написал он.

Галымжан Ниязов рассказал и том, что может повлиять на отпускную цену топлива.

"Так как продажа СНГ является самостоятельным звеном в экономике и на "отпускную" цену могут влиять разные факторы, с 2019 года государством началось поэтапное внедрение механизма торговли посредством ЭТП (электронные торговые площадки). Сейчас государство плавно осуществляет процесс дерегулирования оптовых цен на СНГ через ЭТП (аналоги сырьевых бирж). Через ЭТП реализуется пока 25 процентов от всего объема. Помните, выше писал, что 75 процентов приходится на плановые поставки, а 25 на ЭТП? На эти 25 процентов объема газа цена устанавливается на электронных биржах путем аукциона. Продавцами являются заводы-производители, а покупателями являются как ГСО, так и сами частные владельцы АЗГС. Нормы торговли на ЭТП позволяет частным владельцам газозаправок напрямую участвовать в качестве покупателя. Понятное дело, что цена в результате спроса может подняться намного выше, к примеру, до 65 тысяч тенге и более. В других регионах в этом году торговая цена доходила до 90 тысяч за тонну. Для нашей области, учитывая важное значение газа, правительством установлена предельная цена, формируемая на этих площадках, - 69 000 тенге за тонну", - сказано в сообщении.

По словам замглавы МО, торговля на ЭТП началась в области в феврале 2019 года. Тогда реализовывалось лишь пять процентов от общего объема:

  • февраль 2019 года. Общий объем на область 18 424 тонн, через ЭТП реализовано 769 тонн (менее пяти процентов);
  • март 2019 года - 16 607 тонн/769  тонн;
  • апрель 2019 года - 18 228 тонн/664 тонн;
  • май 2019 года - 17 138 тонн/768 тонн; 
  • июль 2019 года - 17 166 тонн/1 603 тонн. Уже на ЭТП пришлось около десяти процентов. 
  • октябрь 2019 года - 16 599 тонн/2414 тонн, это почти 15 процентов и т.д. 

Всего в 2019 году было поставлено 203 795 тонн, из которых 15 102 тонн пришлось на ЭТП (7,4 процента). С марта 2020 года доля объема на ЭТП составляла 25 процентов.

"За это время все игроки рынка на практике изучили механизм работы ЭТП и поняли, как формируются цены на торгах. Согласно Закона "О газе и газоснабжении" с 2021 года весь объем СНГ должен проходить только через ЭТП. То есть государство отпускало бы СНГ в так называемое "свободное плавание" в вопросе ценообразования. По этой логике довольны должны были и заводы-производители, и ГСО, и частные реализаторы (это в идеале). Но объявленная мировая пандемия все перевернула, нарушены были планы, прогнозы, вы это и так хорошо знаете. Сейчас аналитики не так спешат к чистой либеральной (свободной) экономике, как раньше. Потому как именно в постпандемический период наша экономика остро нуждается в государственном регулировании и поддержке. Поэтому в настоящий момент в Министерстве энергетики РК идет изучения вопроса о внесении поправки в Закон "О газе и газоснабжении". Есть большая вероятность, что будет предложено "сдвинуть" дату полного перехода на ЭТП на определенный срок", - написал Галымжан Ниязов. 

"Вкратце картина с газом в регионе обстоит следующим образом. В нашей области есть владельцы сырья, которые добывают газ-сырец и передают (продают) заводу-производителю. Он производит готовый продукт (СНГ). Отпускает газ на рынок (продает) двумя способами - 75 процентов в рамках плановых поставок через ГСО и 25 процентов через ЭТП. ГСО далее этот объем распределяет по всем АГЗС внутри свой области. Далее идет розничная продажа на заправочных станциях. Цена на товар в рамках плановых поставок (сейчас это 75 процентов) устанавливает государство, цена на ЭТП устанавливается рынком самостоятельно. Повторюсь, что целью этого поста было не выявление (и решение) проблемных вопросов, а описание главных факторов, характеризующие ситуацию в целом", - пояснил заместитель.

Галымжан Ниязов рассказал о том, что дважды встречался с представителями Ассоциации частных владельцев АГЗС, принимал участие в заседании круглого стола с участниками всех заинтересованных игроков этого рынка, вникал в предложения и провел анализ рынка. 

"Посетил с рабочим визитом АНПЗ (Атырауский нефтеперерабатывающий завод), который поставляет нам не хватающее для региона топливо. В том же время встретился с руководителем ТОО "Парк хранения сжиженного нефтяного газа", имеющее статус атырауского ГСО. С руководством этих компаний обсудили вопросы взаимодействий с ГСО и частными владельцами АГЗС нашей области. Кроме того, во время приема у вице-министра Энергетики РК были рассмотрены наиболее острые вопросы этой сферы. На этой встрече были также и предприниматели - частные владельцы АГЗС Мангистауской области. Вице-министром были даны поручения рассмотреть и изучить все предложения, учитывающие интересы всех сторон", - написал он.

Заместитель акима области также выразил мнение "большинства частных владельцев АГЗС" региона.

"Полный переход на ЭТП нужен. И чем раньше, тем лучше. По их мнению, это позволит быстро перейти на открытую и прозрачную рыночную модель. Двухлетний период постепенного увеличения доли объема на ЭТП позволили им оценить преимущества этой системы и морально подготовиться к переходу.

Тут считаю долгом добавить, что в случае полного перехода на ЭТП, государство уже не сможет определять предельную розничную цену (как я выше говорил, пока для нашего региона это 50 тенге за литр). При таком сценарии рынок сам определит оптовую цену СНГ, оптимальное число заправочных станций и конечную реализуемую цену.

Частные владельцы ратуют за то, чтобы государство отменило предельные розничные цены (50 тенге за литр для нашей области) на автогаз, которые были установлены в апреле этого года. В тот момент это было обусловлено введением по стране ЧП. Сейчас же, по их мнению, такой необходимости нет. Предприниматели считают, что розничная цена должна быть в пределах 55-60 тенге за литр. Такая цена позволит им покрыть свои расходы, связанные с деятельностью бизнеса (содержание объекта, логистика, ФОТ и другие административные расходы).

Так как косвенно к этому вопросу причастны почти 70 процентов всех автовладельцев области (авто на ГБО), хотелось бы узнать, как вы сами считаете, готов ли наш рынок, сами участники рынка, перейти на полный переход ценообразования на ЭТП? Или все-таки, на ваш взгляд, нужно госрегулирование цены, чтобы избежать непредсказуемых последствий. Считаю, что вопрос требует широкого обсуждения", - написал он.

Свои комментарии читатели могут оставить по ссылке.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#авто #АГЗС #газ #заправка #дефицит #Мангистау #топливо
Объявления
live comments feed...