• Главная
  • Самый старый город и первый музей в Мангистау
09:42, 3 августа

Самый старый город и первый музей в Мангистау

Памятник Т. Шевченко. Фото Натальи Шляховой.

Памятник Т. Шевченко. Фото Натальи Шляховой.

Наш полуостров можно смело считать музеем под открытым небом, часто его так и называют. Хватает здесь и других музеев – настоящих, в истинном понимании слова. Те, что находятся в областном центре, у всех на слуху. Знаем мы и другие музейные комплексы, например выставочные залы, посвящённые знаменитому украинскому поэту Тарасу Шевченко. И если не каждый в них побывал, то хотя бы слышал об этих экспозициях, находящихся в Форт-Шевченко. Но то, что музей по старшинству держит пальму первенства в Мангистау, является для некоторых приятной неожиданностью.

Впрочем, и сам Форт-Шевченко – старейший населённый пункт на полуострове, первым получивший статус города. Вот такой удивительный парадокс: Актау, то есть Шевченко, - самый молодой город в регионе, а его тёзка – Форт-Шевченко – наиболее возрастной.

История этого небольшого городка очень познавательна и восходит к VIII веку, когда здесь находилось поселение огузов - Кетик-кала. В ходе Хивинской экспедиции Бековича-Черкасского, в 1717 году, на этом месте была основана Туб-Караганская крепость в качестве оборонительного бастиона на южных рубежах Российской империи. В 1846 году Ново-Александровское укрепление, построенное при заливе Кайдак,было перенесено на Мангышлак и названо Ново-Петровским – в честь императора Петра I. Наименование Форт-Александровский присвоено в 1857 году, а в 1924-м его переименовали в Форт-Урицкий. Наконец, через пять лет он прибрёл привычное нам название в память о кобзаре, отбывавшем здесь ссылку. Подобные летописные хитросплетения представляют чрезвычайный интерес как для историков, так и для простых обывателей, а также для путешественников.

Несмотря на богатый «послужной список», городок маленький, провинциальный, однако уютный и зелёный, с замечательной набережной, притом имеющий целых три музея: рыболовства и этнографии, сказителя Мурын жырау Сенгирбекулы и, конечно же, Тараса Шевченко. Данный музейный комплекс - второй по величине после одноимённого Национального, находящегося на родине поэта и художника – в Киеве. Через год он может смело отмечать столетний юбилей, так как постановление Совнаркома Казахской АССР о его создании вышло в 1925 году.

С этого времени начался сбор экспонатов и информации о Тарасе Шевченко и длился несколько лет. Торжественное открытие музея, организованного в доме бывшего коменданта крепости Ираклия Ускова, состоялось 1 мая 1932 года. Первым его директором и смотрителем сада назначается Сатангул Тажиев. Это был первый музей, созданный на Мангышлаке. Вскоре в «Кратком обзоре Мангистауского района» вышла заметка: «Недавно открыт Шевченковский музей, в котором собраны сочинения Тараса Григорьевича, копии его дневника и автопортретов, фотографии и другие документы.

Многие экспонаты привезены с Украины. В саду его имени сооружён памятник, реставрирована землянка. Музей охотно посещают приезжие и местные жители. И по сей день выставочные залы находятся именно здесь, принимая в качестве посетителей всех желающих, в том числе туристов и иностранные делегации.

Имя Тараса Шевченко, прежде всего, ассоциируется с литературой – его землякам известны многочисленные поэмы, стихи, прозаические произведения. Однако тем, кто в полной мере не владеет украинским языком, трудно оценить литературное творчество. Зато его картины и рисунки понятны каждому. Притом талант художника у Тараса проявился ещё в детстве, гораздо раньше поэтического дара.

Поэтому вполне логично, что впоследствии он закончил Петербургскую Академию художеств, освоил это мастерство в полной мере и был тесно связан с коллегами по цеху - самыми известными живописцами той эпохи. На счету бывшего крепостного холопа прекрасные полотна, написанные в разное время. Но для нас самые значимые - этюды и акварели, выполненные здесь, на Мангышлаке.

Тарас Шевченко, за крамольные высказывания в адрес царя отданный в солдаты и отбывавший ссылку в Ново-Петровском укреплении, участвовал в поисковых экспедициях – Аральской и Каратауской. Рисунки, сделанные в этих походах, служат иллюстрациями к истории экспедиций. Их значение важно ещё и потому, что Шевченко являлся первым и фактически единственным художником того времени, который досконально воспроизвёл уникальные пейзажи полуострова, передал самобытную красоту и национальное своеобразие древних памятников.

Нужно отметить, что его работы хоть и называются акварелями, но таковыми не являются. Акварели выполняются красками, а их у ссыльного художника не было и быть не могло. Поэтому этюды написаны карандашами, тушью, белилами и условно называются «сепия». В этой технике сделаны многие зарисовки, на которыхпредстают эпизоды казахского быта: «Катерина-казашка», «Молитва по умершим», «Казахский мальчик разжигает печку», «Байгуши», «Песня молодого казаха».

Самых лестных эпитетов заслуживают изображения нашей экзотической природы: горных вершин, степей, ущелий, морских побережий. Рисунки в мягких, пастельных тонах словно магнитом притягивают взор неброской, утончённой красотой. От них исходит какая-то мягкость, хотя на самом деле ландшафты величественны и монументальны. Однако, выведенные кистью Шевченко, они имеют нежные очертания и окутаны спокойствием, выглядят привычными и родными.

Если бы живописец был коренным жителем Мангистау, то этот цикл миниатюр он мог бы назвать «Милая моя родина». Живописец так замечательно передал на полотнах всю прелесть здешних мест, будто действительно тут родился и вырос, поэтому сроднился с суровым краем и старательно, с большой теплотой запечатлел его на века. Можно долго стоять перед этюдами «Акмыштау», «Долина Замков», «Вид на Каратау с долины Апазир», «Мангышлакский сад», «Деревья среди камней», «Шхуны у форта Кос-Арал», - смотреть и не насмотреться. Чувствуется рука мастера, вложившего творческий порыв, доброе сердце и светлую душу в свои художества.

Следует отметить, что музей в последнее время работает без выходных, так как здесь наблюдается аншлаг: народ в свободное время приезжает сюда со всего Мангистау, и не только. Радует, что история нашего края интересует многих людей, желающих расширить собственный кругозор.

И в дополнение небольшой штрих напоследок. Если кто-то из туристов проделал неблизкий путь из Актау до Форта, то преодолейте ещё буквально три километра и загляните в Баутино – посёлок, некогда знаменитый рыболовецким флотом и славившийся на всю страну рыбным промыслом. Он самобытен и совсем не похож на другие сёла: на старых улочках за бревенчатым забором выстроились покосившиеся деревянные домишки с резными наличниками и ставнями на пыльных окнах.

Раньше в них жили купцы и богатые промышленники. Эти дома давным-давно привезены морем из Астрахани в собранном виде и сейчас, к сожалению, пустуют. А ведь они своего рода достопримечательность. Жаль, что нет плана по их реставрации. Своё название посёлок получил благодаря Алексею Егоровичу Баутину – первому руководителю поселкового ревкома. Его бюст можно увидеть недалеко от морской бухты, где у причала дремлют корабли, а на берегу загорают отдыхающие.

Всем, кто хочет посетить отдалённые уголки древнего Мангистау, будет интересен этот маршрут – к первому современному городу на полуострове.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Мангистау #Форт-Шевченко #музеи #история
Объявления
live comments feed...