• Главная
  • Чёрное золото Мангистау – это не только ценное топливо
08:43, 31 августа

Чёрное золото Мангистау – это не только ценное топливо

Фото Мирославы Сурженко

Фото Мирославы Сурженко

Как известно, борьба в мировом масштабе за данный топливный ресурс ведётся нешуточная. Несмотря на то что нефтяные пласты часто залегают очень глубоко и в труднодоступных местах – в пустынях, под толщей воды, в тундре и на арктическом шельфе, каждой стране хочется обладать этими залежами, так как экономика государства зависит от наличия нефтеносных месторождений больше, чем от любых других.

Кому ж охота закупать нефть за границей, платить за неё баснословные деньги и зависеть от регулярности поставок? Притом что она является сырьём не только для различных видов топлива, но и служит составляющей для таких видов продукции, о каких мы и не догадываемся.

В этой связи вспоминается юмористическая миниатюра про кроликов, которые «не только ценный мех, но и пять-шесть килограммов легкоусвояемого мяса». Однако в нашем случае одним «мехом» и «мясом» дело не ограничивается. Применение нефти многогранно, её использование вышло на такой уровень, что обойтись разным отраслям народного хозяйства без этой маслянистой жидкости на данном этапе просто невозможно.

Примерно 80% вещей, предметов, изделий, приборов, устройств либо создано из неё, либо работает с её помощью. При переработке нефти получается газоконденсатное, углеводородное и химическое сырьё. Поэтому к названой группе присоединяется всё, что сделано при участии газов.

Прежде всего, нефть это базовый ингредиент для топливных продуктов: дизельного, бензина, керосина, мазута, солярки, горюче-смазочных. Без неё не обходится дорожная инфраструктура – асфальт и битумы сейчас незаменимы при прокладке дорог. Строительные материалы – лаки, краски, ацетоны, растворители - тоже имеют нефтяную основу. Её составляющая имеет отношение даже к высокоточной оптической технике. И это очевидно для многих. А вот что неочевидно: мы носим нефть, едим нефть, лечимся и моемся ею.

Есть много неожиданных вещей, доступных нам благодаря данному полезному ископаемому.
К примеру, пищевые добавки, и самая яркая из них – ванилин. Эту пряность научились добывать методом сложных химических реакций как раз таки из нефти. Спрашивается - зачем, если в природе существует натуральная ваниль? Ответ прост: она очень дорого стоит. Дело в том, что ванилью являются плоды редкого цветка – орхидеи.

Самый ценный цветок – орхидея Бурбона – произрастает далеко не везде, а, как правило, в Мексике и на острове Мадагаскар. Расцветает он только на один световой день, и за это короткое время нужно успеть вручную опылить его. Если опыление прошло успешно, следует ещё девять месяцев ждать созревания миниатюрных плодов, которые собирают опять же руками, затем бланшируют и долго сушат в тени на открытом воздухе. И лишь появление белых кристалликов свидетельствует об окончании процесса и готовности ванильных палочек.

Чёрное золото Мангистау – это не только ценное топливо, фото-1

Как видим, довольно сложная и кропотливая технология с применением ручного труда. Неудивительно, что 5 граммов этой ароматной приправы обойдутся нам в среднем около 20-и тысяч тенге. Вот уж точно – на вес золота! Поэтому в тесто, кремы и глазури, различные десерты, в ликёры, наливки и настойки мы смело кладём синтетический заменитель – ванилин, появившийся в результате нефтепереработки.

Отдельные нефтяные компоненты нашли применение в фармацевтике. Так, фенол входит в состав антибиотиков, антисептиков, успокоительных препаратов, лекарств от аллергии, от головной боли, инфекционных заболеваний. Всё тот же фенол участвует в изготовлении аспирина, а уже из него выделяют кислоту, которая имеет место в рецептуре противотуберкулёзных средств. Для лечения ЖКТ используется производная аспирина – фенилсалицилат. Из другого нефтепродукта – анилина – выпускают противомикробные препараты сульфадимезин и сульфидин.

Около 40% всего текстиля в настоящее время не обходится без синтетической ткани: спецодежда, костюмы, платья и свитера из полиэстера, бельё из вискозы, колготки из нейлона прочно вошли в наш обиход. Огромное количество искусственного материала идёт на шторы, ковры, мебельную обивку. К примеру, на изготовление одного дивана может потребоваться до 60-и литров нефти.

Нефтехимическая промышленность пустила корни и в сферу питания. Красители, загустители, ароматизаторы и прочие добавки – не что иное, как результат преобразования углеводородов. Нефтяной «отпечаток» чётко виден и в аграрном секторе: выращивать обильный урожай помогает внесение минеральных удобрений. Подтверждение тому – деятельность местного завода «КазАзот», специализирующегося на выпуске азотной кислоты и аммиачной селитры. Продукция пользуется огромным спросом, потому что подобных производств в мире не так уж много. Видимо, по этой причине в перспективе – расширение ассортимента данного предприятия.

Присутствует «чёрное золото» и в различных отдушках, входящих в состав многочисленных гелей, шампуней, мыла, стиральных порошков, дезодорантов, бальзамов, зубных паст, кремов, красок для волос, помад и даже парфюмерии. Взять, скажем, мускус, которым благоухают некоторые виды духов. Вплоть до ХХ века они производились из эфирных масел, пока парфюмеры не добавили в эмульсию нефтепродукты.

В 1905-м году появились первые синтетические духи L*Oridane от Франсуа Коти. Через три года удалось синтезировать альдегид. Так родился шедевр парфюмерного искусства – духи «Шанель №5». В 1926-м году из нефтяного сырья химики выделили вещество экзальтон, по запаху близкое к мускусу, придающее композициям терпкость и древесные оттенки.
Натуральный мускус существует и в природной среде, однако его носителями являются животные: мускусные утки, некоторые крокодилы, выхухоли, ондатры, рыси и в частности маленький олень кабарга. Поэтому, к большому одобрению защитников флоры и фауны, косметологи решили, что, безусловно, лучше пользоваться заменителем, чем истреблять живую природу ради экзотического аромата, которому отдают вкусовое предпочтение многие «парфюмерные гурманы».  

Пожалуй, самая «романтическая» область применения нефтяных компонентов – живопись. Несколькими веками ранее художникам – Рембрандту, Тициану, Караваджо и им подобным - приходилось тратить немало времени и усилий, чтобы приготовить краски для будущих полотен. Сначала требовалось раздобыть разноцветные камни и минералы: ультрамарин, азурит, малахит, ляпис-лазурь, киноварь, измельчить их, истолочь в ступке в порошок. Потом - в зависимости от нужного цвета - добавить охру, мёд, квасцы, хну, мел, сажу, яичную скорлупу, соду, растительные масла. Всё это тщательно смешать, нанести на палитру и – вуаля – твори шедевры. Одним словом, сам себе и живописец и алхимик. Таким образом можно было и философский камень получить!

Сейчас, чтобы написать картину, тщательная и трудоёмкая подготовка не нужна. Синтетические краски доступны каждому любителю рисования. И опять же – сырьём для них является нефть, которая, между прочим, бывает разных цветов: белая, жёлтая, зелёная, коричневая, вишнёвая и даже прозрачная. Определяющий фактор здесь – компонентный состав и количество смол.

Наша «родная» нефть – традиционно чёрного цвета, вязкая, с примесями серы и парафина. Добывать её совсем не просто. Но как бы то ни было, она генератор экономического развития республики. И если к делу добычи этого важного ресурса подходить грамотно и рационально, не допускать нефтяных разливов, не загрязнять почву и водоёмы, не разжигать газовые факелы, не отравлять растительность и животных, то от этого выиграют все – и природа, и промышленность, и люди. А нефть и дальше будет служить на всеобщее благо человечества.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Мангистау #нефть #назначение
Объявления
live comments feed...