• Главная
  • От Джотто до Леонардо – «путешествие» из Актау в Италию
10:15, 14 сентября

От Джотто до Леонардо – «путешествие» из Актау в Италию

Фото: предоставлено Марией Капепановой

Фото: предоставлено Марией Капепановой

Наверняка каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с понятиями «Ренессанс», «Возрождение», слышал о великих творцах Микеланджело или Леонардо да Винчи. Более подробно с эпохой расцвета итальянского искусства на площадке культурного центра «Монмартр» познакомила мангистаусцев искусствовед Мария Карепанова – гид-переводчик по программе «Гидинтур», выпускница петербургской Международной академии профессионального образования. 

Мария совершила экскурс в далёкое прошлое, значимое для всего человечества, и увлекла за собой слушателей – жителей Актау, неравнодушных к прекрасному миру живописи.

Из познавательной беседы аудитория усвоила, что периоды относительно новой истории делятся на разные этапы: до V века нашей эры период считался античным, затем – вплоть до конца XIV века - следовало «мрачное» Средневековье с характерным готическим стилем. Eго сменил Проторенессанс, после чего началось самое интересное – эпоха Ренессанса, или Возрождения. Продолжалась она до XVII века, разделяя данный отрезок из двух столетий на ранний, средний и поздний Ренессанс. В это время был заложен фундамент новой европейской культуры, которая явилась основополагающей и переломной не только для самой Европы, но и для других стран и континентов. В эту пору начался бурный подъём искусств и ремёсел, пионерами же здесь стали именно итальянцы.

Из периода античности до нас дошли древние византийские мозаики и настенные фрески. Фреску отличает плоскостной рисунок, нанесённый на сырую штукатурку. В основном это были лица святых и библейские сюжеты, которыми расписывались стены храмов. Такие же плоские образы присущи и Средневековью. Новатором в более реалистичном изображении людей и пространства является Джотто, работы которого относятся уже к Проторенессансу. Для того непростого времени это был настоящий прорыв. Преодолев византийские иконописные каноны и разработав новые подходы, он стал ключевой фигурой и основателем итальянской школы живописи.

Раннее Возрождение отмечено творениями Фра Анджелико, Мазаччо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Верроккьо. В этот период на картинах уже появляются индивидуальные черты людей. Это мастерство усовершенствуют мэтры периода среднего Ренессанса: Сандро Ботичелли («Рождение Венеры», «Весна», тондо со сказочными и мифологическими сюжетами), скульптор Донателло («Давид», «Святой Марк», «Мария Магдалина»).

И, наконец, апофеоз творческого взлёта приходится на Высокое Возрождение, когда наиболее ярко проявляются реалистичные тенденции и становится популярным жанр портрета. В эту знаменательную эпоху жили и творили такие гении, как Тициан Вечеллио («Любовь земная и Любовь небесная», «Флора», «Кающаяся Мария Магдалина», «Венера перед зеркалом», «Афродита Книдская», «Венера Урбинская», «Даная», «Святой Себастьян», портреты императора Карла V и папы Павла III) и Паоло Веронезе («Поклонение волхвов», «Мученичество святого Георгия», «Обращение Савла», «Пир в доме Левия Джованни»). На последних полотнах уже прослеживается стиль барокко. 

К великим мужам по праву причисляется Микеланджело Буонарроти, расписавший Сикстинскую капеллу, спроектировавший купол собора Святого Петра, изваявший скульптуры Давида, Моисея, умирающего раба. Рафаэль Санти, без преувеличения, считается титаном римского классицизма. Он создатель масштабной фрески в Ватикане «Афинская школа», картин «Сикстинская Мадонна», «Дама с вуалью», «Форнарина», «Большая одалиска». Лоджии Рафаэля в ватиканском дворце, к примеру, много позже - в XVIII веке стали предметом вожделения императрицы Екатерины II, которая заказала своему придворному архитектору Джакомо Кваренги точно такие же для Зимнего дворца - ныне Эрмитажа. Рафаэль Санти был настолько почитаем соотечественниками, что - один из немногих – он с почестями похоронен в римском пантеоне - «храме всех богов». У него появилась многочисленная армия последователей и учеников, условно называемых прерафаэлитами.

Безусловно, самую выдающуюся личность эпохи позднего Ренессанса - Леонардо да Винчи – знают практически все. Из-под его кисти родились многие шедевры: «Дама с горностаем», «Тайная вечеря», «Мадонна в скалах», «Портрет Джиневры де Бенчи», «Мадонна Литта». Однако самое знаменитое его творение – портрет Моны Лизы. Эта картина давно окутана тайной: о загадочной улыбке запечатлённой женщины спорят все кому не лень, как и о том – кто изображён на портрете: сам Леонардо, его мать или жена торговца шёлком Лиза дель Джокондо. Подлинное имя «модели» мы вряд ли узнаем, а вот то, что картина стала невероятно популярной только после кражи её из Лувра в начале ХХ века, неопровержимый факт. К слову, да Винчи не только всемирно известный живописец, но и архитектор, учёный, механик и изобретатель. Ему принадлежат новаторские по тем временам изобретения: велосипед, парашют, водолазный скафандр, подшипник качения, дельтаплан, арбалет, прожектор – список можно продолжать.

После такого буйного творческого подъёма и появления целой плеяды талантливейших мастеров наступил кризис, искусство зашло в тупик, что породило маньеризм – течение, проявившееся в утрате ренессансной гармонии. На фоне возникшего затишья появляется Болонская школа, которую создали братья Карраччи. Смысл этой школы заключался в соединении лучших техник прославленных художников, в результате чего были заложены основы академизма, сохранившиеся вплоть до XIX столетия. А это уже, как говорится, совсем другая история.

Нам же остаётся восхищаться теми бессмертными и уникальным образцами живописи и зодчества, которые достались в наследство просвещённому сообществу от великих итальянских гениев невероятно плодотворной эпохи Возрождения. Они по сей день являются вершиной мирового искусства, таковыми и останутся навечно.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Мангистау #Актау #искусство #да Винчи
Объявления
live comments feed...