09:07, 23 сентября
Скандал в школе Баутино – кто виноват и что делать?
Фото с сайта depositphotos.com.
«Отравление детей в школьной столовой», «Школа не готова к новому учебному году», «Родители школьников требуют пересмотра расписания уроков» - большую часть новостных лент занимают материалы на школьную тему с отрицательным подтекстом. И вот очередное скандальное происшествие в баутинской школе, где произошёл конфликт между педагогом и ученицей.
Школа-лицей им. Горького, что в селе Баутино, - старейшее на Мангышлаке общеобразовательное учреждение, имеющее полуторавековую историю. Казалось бы, в нём должны сохраниться давние традиции и прочные устои, серьёзный и грамотный преподавательский коллектив. Досадно, что громкий инцидент произошёл именно здесь. Судя по видеоролику, если за кадром не осталось что-то ещё, в нём виновата учительница, она возбуждёна, упрекает девочку за незначительные мелочи, раздражается и предлагает ей отправиться домой по надуманной причине.
Это показательный пример эксцессов, которые постоянно сотрясают школьные стены. В одних виновны педагоги, в других – учащиеся. В качестве «серого кардинала» выступают родители. Но это лишь следствие – подоплека заложена в самой системе образования. Образно говоря, сейчас она напоминает сбившийся с ритма неисправный механизм, в котором маятник совершает хаотичные, судорожные движения, экстремально зашкаливая то в одну сторону, то в другую – от претензий в адрес учителей к недопустимому поведению воспитанников.
Лет тридцать назад этой проблемы, остро стоящей на повестке дня сегодня, и близко не было. Что касается отношения к педагогу, то его авторитет был непоколебим. Учитель для учеников был неприкосновенным, его можно сравнить с небожителем. Это воспитатель, строгий ментор, наставник, дающий путёвку в жизнь. Но главное – проводник в мир знаний, который научит глупых недорослей бегло читать, писать без ошибок, считать без калькулятора, а затем - всем высшим премудростям фундаментальной науки.
В настоящее время статус педагога изменился кардинально: нет к нему ни уважения, ни сочувствия тяжкому моральному труду, даже понимания того, что перед школьником старший по возрасту человек. Учащиеся ведут себя порой, как дикое стадо: спорят с учителями, сквернословят, оскорбляют, а случается и дерутся. Многие родители смотрят сквозь пальцы на такие «шалости» своих отпрысков, а то и превращаются в мощную «группу поддержки», устраивая в общих чатах агрессивную перепалку или прибегая в школу вступиться за своё «золотце», не стесняясь в выражениях.
Чуть что – «мой ребёнок имеет право»! А не слишком ли много прав у этих распоясавшихся «ребёнков», у которых ещё молоко на губах не обсохло? И есть ли какие-нибудь обязанности у нынешних детишек? У большинства - нет: учиться они не хотят, помогать по дому – тоже, убирать за ними должен кто-то – они же принцы и принцессы. В общем, самомнение зашкаливает. И вина в таком перекосе, прежде всего, «яжматерей» и таких же горе-отцов.
Они считают, что их дитятко – пуп земли, не понимая, что оказывают своим чадам медвежью услугу: вырастут эти дочки-сыночки и столкнуться с суровой действительностью, где никто никому ничего не должен и барские хвосты посторонние люди им заносить не будут.
Вот такие особы «королевских кровей» правят бал в школах, оскорбляя и унижая педагогов, которые пытаются хоть как-то сделать человека из заурядного невежды. Требований к учителю достаточно много, получает он за свою работу отнюдь не миллионы. Сюда следует прибавить железное терпение, разные отчёты, методички и другую бюрократическую шелуху. А сколько, помимо школьников, стычек с родителями! Такое чувство, что преподаватель просто обязан быть и мамкой, и нянькой, и служанкой всем тем тридцати ученикам, что сидят в каждом классе.
Претензий у родителей – пруд пруди. Но многие ли из них сами хотели бы работать в школе? Вряд ли. Профессия эта нервная и неблагодарная. Неудивительно, что находясь в постоянном стрессе и подобной обстановке, нервная система учителя даёт сбой, отсюда нервозность и несдержанность.
По идее, преподаватель должен преподавать, а вот воспитывать детей - будьте добры сами. Но как раз таки воспитание в семье хромает. Детей не приучают к труду, не прививают им нормы этики и эстетики, не разговаривают по душам, не учат уважению к старшим и жалости к животным. Отвели в школу и всё – сняли с себя ответственность и воспитательные проблемы. Однако, как показывает время, проблемы остаются и множатся, наслаиваясь одна на другую.
Конечно, это касается не всех родителей. Есть такие, кому будущее их детей не безразлично. Те, кому позволяет финансовое положение, записывают ребят к репетиторам и на различные секции; у кого денег немного, но есть время, желание и осознание реальности, занимаются с детьми сами.
Отцы и матери, у которых нет ни того, ни другого, ни третьего, пускают воспитание и образование своего потомства на самотёк. А это, надо сказать, чаще многодетные семьи. И что мы получаем в итоге? Правильно – люмпен-пролетариат, который не стремится к знаниям и самосовершенствованию, зато требует «хлеба и зрелищ», ходит на митинги и забастовки, зачастую попадая в криминальные сводки.
Безусловно, существует и «обратная сторона луны» - качество образования и неподготовленность учителей. При максимальной загруженности и преподавателей и школьников выхлоп минимальный. Ранее, в советское время, идя в первый раз в первый класс малолетними неучами, из последнего класса выпускники выходили по-настоящему образованными людьми.
И, как правильно замечено, многие из них легко заткнули бы за пояс выпускников современной академии. Как бы не чернили нашу некогда общую страну, факт остаётся фактом: совершенно безграмотный народ через считанные десятилетия превратился в развитую и высокообразованную нацию, а государство – в мировую державу, способную покорять космос и создавать передовые технологии. И всё это благодаря рациональному подходу к всеобщему обучению многонационального населения.
Всем, кто старается нивелировать достижения тех лет, нужно прямо сказать: добейтесь хотя бы чего-нибудь значительного, а потом кидайте камни в наших отцов и дедов.
Сейчас школьная программа составлена совсем по другим лекалам. Неравнодушные граждане давно призывают отказаться от пресловутой Болонской системы и вернуться к прежней.
Зачем изобретать велосипед, если советская система признана лучшей в мире? Кстати, её взяли на вооружение многие страны и очень довольны результатом. Мы же, работая по чужому образцу, всё ждём похвалы и одобрения Запада. Однако знающие люди, знакомые с творчеством Ильфа и Петрова, прекрасно помнят саркастическую фразу великого махинатора Остапа Бендера - «Запад нам поможет». То, как он, этот самый Запад, способен помогать, нам хорошо известно. Поэтому не стоит надеяться на дядюшку Сэма и подыгрывать чужакам, а исходить из собственных национальных интересов.
Отучившиеся по упомянутой системе вчерашние школьники обладают совсем незначительным багажом знаний. Целая армия малообразованных людей каждый год пополняет ряды молодёжи, которая стремится в вузы и колледжи. Но и там западные каноны исправно выполняют свою миссию: среди дипломированных выпускников трудно найти специалистов в истинном понимании этого слова: грамотных, квалифицированных и компетентных.
А ведь это наши будущие поколения, на которые мы возлагаем светлые надежды. По большому счёту это будущее развитие и благополучие страны.
Но о каком развитии может идти речь, если с «лёгкой руки» таких специалистов падают только что построенные дома, рушатся мосты и плотины, останавливаются заводы и электростанции, лопаются магистральные сети и приходят в негодность дороги! Ни в одной отрасли нет порядка, потому что нет у руля профессионалов. А начинается всё со школы, где закладываются основы знаний.
Нужно справедливо признать, что нынешние учителя уже не отличаются той старательностью и добросовестностью, что прежние. Видя бесперспективность данной сферы на государственном уровне, некоторые подходят к делу спустя рукава и особо не переживают за качественное знание школьником своего предмета.
Раньше в педагогику шли по призванию, в лихие 90-е в педучилища поступали абитуриенты, не прошедшие по конкурсу в другие вузы. По какому принципу сейчас выбирают эту профессию – трудно сказать. Однако программу преподавания и учебники составляют не учителя, и больше внимания они вынуждены уделять, как сказано выше, не уровню обучения, а разного рода отчётности, которую требует непосредственное руководство. Поэтому подход к обучению формальный в отличие от обязательного ведения бумажных ведомостей, докладов и протоколов.
Если в ближайшее время не пересмотреть образовательную и воспитательную систему, не поставить её на разумные рельсы, то школы так и продолжат будоражить разного рода скандалы. В такой ситуации трудно найти «золотую середину» в дилемме «учитель - ученик».
Но самое страшное - вполне вероятен час икс, когда, подобно африканским странам, к своему стыду придётся приглашать «варягов», чтобы они взяли бразды правления в свои руки, так как отечественные кадры будут неспособны управлять собственной промышленностью и экономикой.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Последние новости
Объявления
live comments feed...