• Главная
  • О принципе работы АЭС и безопасности ее эксплуатации рассказали специалисты БН-350
Видео
11:30, 28 сентября

О принципе работы АЭС и безопасности ее эксплуатации рассказали специалисты БН-350

Видео
Фото из архива работников БН-350.

Фото из архива работников БН-350.

Марат Молдагулов в 1990-2000 годы работал старшим лаборантом, инженером, младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником Института химических наук Национальной академии наук РК. В 2000-2002 гг.-главный инженер Павлодарского химического завода. Затем был депутатом маслихата, заместителем акима города Актау. А в 2018 году стал директором РК  БН-350.

28 сентября работники атомной отрасли отмечают свой профессиональный праздник. В честь праздника ветеран труда ТОО «МАЭК» Артур Ягудин и директор РУ БН-350 Марат Молдагулов рассказали о том, как извлекается энергия из атома и объяснили, почему атомные электростанции безопасны. Также они поделились воспоминаниями о реакторе БН-350, который был выведен из эксплуатации.

"Хотя реактор всего один цикл своего срока службы отработал, но он бы работал еще долго. Работа реактора принесла много полезного нашему городу. Во-первых, стабильность.  Во-вторых, экономия топлива, ведь газ практически не тратили. С водой проблем не было – все в городе росло и поливалось. Вспомните старые кадры города 80-90-х годов, когда поливают деревья, дороги, машины едут одна за другой,  люди гуляют по зеленым аллеям, дети купаются в фонтанах», - говорит Марат Николаевич.

Ветеран труда Артур Ягудин отмечает – когда реактор был остановлен, его охватило чувство сожаления.

«Я был последним, кто увидел мощность реактора, а потом она ушла на ноль. Это было 15 марта 1998 года. Хороший был реактор, отличный, тихий. Когда он работал, его даже не слышно было. Иной раз ходишь и думаешь – что-то происходит внутри или нет?» - отмечает Артур Ягудин, ветеран труда ТОО «МАЭК

Также Артур Ягудин рассказал, как энергия извлекается из атома.

«Энергию получают при помощи расщепления самого ядра атома урана. «Спичкой» в данном случае является источник нейтронов. Происходят всевозможные реакции деления ядра с выходом огромного количества тепла, оно переходит в теплоноситель – в нашем случае это щелочной металл  натрий, который в разогретом виде начинает циркулировать по системе теплообмена. Через теплообменные системы тепло передается другому контуру, и затем натрий второго контура передает тепло воде, которая нагревается до парообразного состояния и переходит на турбины. Сама реакция – очень сложный процесс, но это не что-то бесконтрольное. Процесс контролируется устройствами и специалистами», - говорит Артур Ягудин.

По словам специалистов, процесс расщепления атомного ядра не сопровождается выбросами парниковых газов или веществ, которые могут повлиять на общее количество выбросов и разрушать озоновый слой.

«Выбросы только в виде пара после парогенераторов. А с самого реактора – твердые и жидкие радиоактивные отходы, которые являются подконтрольными и приводимыми в инертное состояние. Мы говорим, что   от угольных и газовых станций идет выброс СО2, сернистых газов, сероводорода, закиси азота. При расщеплении атомного ядра таких выбросов по определению быть не может. Что касается утилизации твердых и жидких радиоактивных отходов, то технологии утилизации улучшаются, а, значит, в будущем они позволят полностью нейтрализовать отходы. Наша станция отработала 25 лет, и за этот срок эксплуатации накопила определенное количество твердых и жидких радиоактивных отходов. Утилизация – это постепенный процесс. Для разных видов отходов применяются разные методики. Все это складируется в специальных контейнерах, безопасных для длительного хранения  на долгий срок.  В будущем обязательно придумают такие способы, который будут уничтожать этот  материал до полной нейтрализации», - рассказал Артур Ягудин.

Еще один немаловажный фактор – это процесс контроля и мониторинга работы АЭС.

«Это многоуровневый  контроль. Например, у каждого сотрудника есть свой постоянный дозиметр, также постоянно осуществляется контроль помещений, прилегающих территорий, окружающей среды: воздуха, воды, земли, грунтовых вод. За последние 20 лет получила развитие телеметрия, цифровые технологии, поэтому все параметры можно контролировать удаленно. Нет необходимости идти делать замеры каждый раз, это контролируется с помощью системы датчиков, контрольно-измерительных приборов», - резюмировал Марат Молдагулов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#АЭС #БН-350 #специалисты #Актау
Объявления
live comments feed...