• Главная
  • Жителей Актау впечатлили экспонаты музея музыкальных инструментов в Алматы
09:30, Сегодня

Жителей Актау впечатлили экспонаты музея музыкальных инструментов в Алматы

Жителей Актау впечатлили экспонаты музея музыкальных инструментов в Алматы

Пожалуй, не существует в мире народа, который не имел бы фольклорного наследия. Песни и танцы предков сохраняются потомками и проносятся через столетия посредством устоев и традиций. Также бережно хранится память об инструментах, сопровождающих народные пляски и напевы.

Замечательно, что эта память не только словесная, передаваемая устно или отображенная письменно, но и наглядная. В данном случае речь о музыкальных инструментах разных народностей, и они широко представлены в одноименном музее южной столицы нашей республики.

Следует отметить, что этот музей имеет особую значимость не только в Центральной Азии: подобных музейных комплексов в мире всего пять (!), и алматинский музей музыкальных народных инструментов имени Ыхласа - один из них. Само здание, вмещающее коллекцию раритетов, является памятником истории и архитектуры Казахстана. Возведенное архитектором Андреем Павловичем Зенковым еще в 1908-м году, оно служит образцом деревянного зодчества общественной застройки города Верного.

Гости, посетившие данную сокровищницу, пораженные богатством и редкостью раритетных предметов в выставочных залах, не устают выражать искренний восторг от увиденного и высказывать слова благодарности организаторам этого необычного музея.

- Мы даже не предполагали, что у нас в стране есть такая коллекция музыкальных экспонатов. От них веет какой-то загадочностью, а от старинных музейных стен исходит волшебная энергетика. Моя семья с огромной пользой и удовольствием провела здесь время. Не только взрослым, но и детям было интересно. Тем, кто хочет расширить свой кругозор и пополнить копилку знаний, рекомендую посетить это уникальное место, особенно людям, связанным с музыкальным искусством. Вы не пожалеете! – делится ощущениями Александра Пронская, приехавшая из Актау.

Народные инструменты прочно связаны с тем или иным этносом, использовались как в быту, так и в художественном исполнительстве. Своё развитие они получали из бытового уклада народа, его духовной жизни, эстетических и нравственных основ.

Для их изготовления использовались различные материалы: дерево, металлы, конский волос, тростник, береста, кожа и рога животных. Но объединяет их одно – прекрасные звуки, в которые вкладывались чувства и душа народа. Если не хватает слов для выражения эмоций, тогда пой или играй – так считают многие музыканты.

То, как это делали раньше – что пели, на чём играли, - любознательным людям узнавать очень интересно. И здесь им на помощь приходят экспонаты музея, молчаливо повествующие о разносторонней истории народных инструментов.

Разумеется, наибольшей группой представлены наши - казахские. Самый излюбленный, безусловно, домбра. В честь неё у нас даже учрежден специальный праздник – День домбры. Это символ казахской культуры и национальной идентичности. Раньше её можно было увидеть в каждой юрте, она и теперь является «первой скрипкой» в любом народном коллективе.

Самая популярная домбра – двухструнная, есть и трехструнная. Но искусный музыкант и на двух струнах сыграет как целый оркестр. У западных народов тоже была распространена домбра, но её гриф более тонкий и удлиненный. История создания домбры уходит вглубь веков – при раскопках древнего Хорезма археологи обнаружили терракотовые статуэтки людей, играющих на подобных инструментах. Также установлено, что хорезмийские двухструнки бытовали среди сакских кочевых племён более двух тысяч лет назад. Они-то и являются прототипом казахской домбры. Корпус для неё изготавливается из цельного куска дерева, а струны - из овечьих кишок, притом наиболее подходящими считаются овцы Мангистауской и Атырауской областей.

Не меньшей любовью у казахов пользуется кобыз, который сохранился и у других народов Центральной Азии, Сибири, Поволжья, Алтая, Закавказья. У них такие смычковые имеют свои названия, но похожи строением, настройкой, волосяными струнами и способом игры. Изначально кобыз был одним из атрибутов священнодействий казахских шаманов. Создал его, согласно преданиям, Коркыт-ата – духовный наставник тюркского мира. К кобызу баксы подвешивали металлические кованые пластинки и колокольчики, во время игры издававшие особые звуки.

Простолюдинам запрещалось даже касаться этого инструмента, так как он якобы обладал таинственной силой, способной менять судьбу человека. Что ж, когда-то и огонь считался священным, теперь мы на нём кипятим воду. Время движется вперёд, и сейчас любой желающий может освоить приёмы игры на инструменте, в древности носившем печать мистики и божественности.

В конце 1960-х годов знаменитый композитор Еркегали Рахмадиев открыл в алма-атинской консерватории класс по кылкобызу, пригласив в качестве преподавателей Жакпаса Каламбаева и Даулета Мыктыбаева. Их труд не пропал даром - выпускники этих классов и колледжей искусств радуют наш слух не только народными кюями, но и произведениями классиков, а также современными композициями.

Но не одни эти «примы» фольклорного творчества представлены на полках музея. За стеклом своё место занимают духовые инструменты – бугышак, желбуаз, уильдек, сабызгы, камыс сырнай, керней; шумовые – дудыга, тай-туяк, сакпан, асатаяк, зырылдауяк, шартылдак, дунгиршек, конырау; ударные – дабыл, муйиз какпа, дауылпаз; струнно-щипковые – жетиген, шертер альт, шинкилдек. И это неполный перечень образцов, к каждому из которых прилагается описание и соответствующая информация.

Наряду с казахскими в экспозицию входят другие национальные инструменты, представляющие культуру более 50-и стран мира. К примеру, японские – кото, сансин, шиме тайко; индийские – шенай, пунги, бансури, эктар, ситар. Есть корейские – квенгвари, чангу, каягым, пири, тансо, хегым; китайские – юэцинь, эрху, пипа. Кроме них, самобытность Азии олицетворяют экспонаты из Вьетнама, Лаоса, Индонезии, Монголии: тро, кхен, товшуур, морин хуур, гамелан, ребаб. Очень интересны инструменты из Марокко и Конго - это занза, кракеб, тбилат, гамбри, бендир, най. Названия для нас непривычные, но для коренных жителей африканского континента они родные и близкие.

Наверное, более знакомы нам уйгурские наименования – рубоб, сатар, тамбир; узбекские – гиджак, чанг, дутар; туркменские – темир кобуз, туйдук, даап; армянские - дудук, зурна, грузинские - саламури, пандури; азербайджанские – тар, балабан, кяманча, гавал. Эти народности - наши соседи, равно как белорусы, играющие на дудках и цимбалах, а также россияне со своими балалайками, бубнами, гармонями и жалейками.

Не меньший интерес вызывают экземпляры из Финляндии, Литвы, Франции, Италии и Германии. На европейских стендах целые наборы духовых – бомбарда, губная гармоника, лаунеддас, рожок; и струнных - канклес, цитра, мандолина, кокле, кантеле. Громогласный «румынский оркестр» состоит из инструментов Болгарии, Молдавии, Сербии, Чехии, Венгрии, а входят в него гайда, кавал, гадулка, двойница, свирка, различные свирели, волынки, кларнеты и обязательно барабаны. Инструментов множество. Их все невозможно перечесть и описать, лучше увидеть.

Невероятно, как посредством струн и смычка либо прикосновением губ из куска дерева или металла извлекаются чудесные звуки, выстроенные в мелодичные напевы и сложные пассажи! Конечно же, такая магия происходит посредством умелых рук музыкантов и таланта сочинителей. К ним следует причислить и мастеров, сумевших изготовить и тонко настроить инструменты. Благодаря этим кудесникам мы можем наслаждаться чудом из чудес – её величеством Музыкой, вечной и бесконечной, помогающей нам в радости и печали, без которой жить скучно и неинтересно, а творческим натурам - просто невозможно.

Автор: Наталья Шляховая. Фото Александры Пронской

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Новости культуры #Актау #Мангистау #Алматы #Музей #Искусство #Творчество #История
Объявления
live comments feed...