• Главная
  • История фотографии:много ли фотографов в Актау?
13:25, 21 июля

История фотографии:много ли фотографов в Актау?

Фото: Мирослава Сурженко и снимки дореволюционных фотографов

Фото: Мирослава Сурженко и снимки дореволюционных фотографов

Не уходя далеко от этого вопроса, сразу ответим: очень много, можно сказать – почти все. Теперь каждый сам себе фотограф и режиссёр. Поэтому любой из нас может смело отмечать «профессиональный» праздник 12 июля и Всемирный день фотографии 19 августа.

Как легко в настоящее время получить снимок: включаешь камеру сотового телефона, быстро наводишь фокус – щёлк! и готово. А ведь прошло всего двести лет с того момента, как экспериментаторы провели пробные опыты в этом направлении и получили первые фотографии способами, совершенно отличительными от современных. Надо сказать, что за это сравнительно небольшое время длительный метод фотографирования преодолел ускоренный темп развития и перешёл в разряд цифровых технологий. Далеко не каждый процесс какого-либо производства может похвастаться подобными метаморфозами - взять хотя бы строительство, изготовление предметов быта, пошив одежды или выращивание скота. Трудно представить, чтобы от нескольких нажатий кнопки тут же выросло здание, устранился порыв в трубопроводе, на столе появился хлеб, а в хлеву барашки или телята. Может быть, такое волшебство нас и ждёт в перспективе, но пока это из области фантастики.

Зато фотография из фантастического мира перешагнула в реальность. В старых фильмах или документальной хронике можно увидеть первые фотоаппараты – огромную махину на треноге, накрытую плотной тканью, и фотографа с факелом в руке. Затем массивный ящик превратился в гораздо меньший аппарат, а вскоре достиг и минимальных размеров. Фотоаппараты заполнили магазинные полки и стали доступны для всех желающих освоить такое мастерство.

Кстати, советская фототехника производилась в больших масштабах и на любой кошелёк. Отмеченная знаком качества, она выпускалась оптико-механическими заводами в составе оборонных предприятий. Отечественные фотоаппараты были безотказными и конкурентно способными на Западе, а также выгодным для страны экспортным товаром. Секрет крылся в надёжности и простоте этой техники при ценах в разы ниже немецких и японских конкурентов. Интересный факт: будущий кумир миллионов Майкл Джексон начинал своё увлечение фотографией  именно с советского «Зенита».

Через какое-то время – о чудо! - фотография приобрела цвет. Чуть позже все узнали о невиданном ранее приборе моментальной печати – «Полароиде», выдававшем снимки через несколько секунд после щелчка затвора. Спустя несколько лет почти в каждом доме, конечно же, была «мыльница» Кодак. В 2003 году на рынке появился любительский зеркальный фотоаппарат. И, наконец, процесс перешёл на «цифру». В нынешних телефонах снимающий механизм совсем не видимый невооружённому глазу, а сама съёмка стала обыденной и доступной буквально всем.

Не правда ли - стремительная эволюция в фотоискусстве, если вспомнить этот громоздкий процесс ещё сто лет назад? Чтобы запечатлеть себя и семью на долгую память для потомков, нужно было тщательно подготовиться. Если мероприятие проходило в городе, то следовало нарядиться в парадное платье и проделать путь до фотосалона, где «кудесник» придаст вам нужную позу, долго будет прицеливаться, заходить с разных ракурсов и после вспышки даст команду «вольно». 

Если же фотографироваться изъявляли желание жители какого-нибудь сельского местечка или отдалённого поселения, то фотографа привозили к себе на дом, что стоило немалых денег. В таком случае  собирали всю многочисленную родню, вплоть до младенцев, и в итоге получали групповой снимок. 

Однако манипуляции с фотосъёмкой - лишь первая часть «марлезонского балета». Плёнка с кадрами нуждалась в проявлении, закреплении, просушке, ретуши и печати в специальном тёмном помещении. Притом качество таких фотокарточек – что в первом, что во втором случае – часто было сомнительным, но и этому люди были рады, так  как подобное удовольствие не из дешёвых, да и фотографы были редкостью в то время.

Нынешней молодёжи – «поколению пепси» - трудно представить зарождение фотографического дела. Но если углубиться в историю, то можно узнать, что сам термин «фотография» является комбинацией двух греческих слов - «свет» и «пишу», буквально означающий «светопись», то есть техника рисования светом. Фотография изобретена благодаря стараниям не одного человека – к ней причастны Ньепс, Тальбот и Дагер, которые называли свои технологии «гелиография», «калотипия» и «дагеротипия». 

Первым в списке стоит Жозеф Нисефор Ньепс, сделавший фото в 1822-м году. Но до нас дошло лишь изображение 1826 года — «Вид из окна в Ле Гра». Экспозиция снимка составила около восьми часов, а затем негатив был отпечатан с металлической пластины. 

Через 17 лет свою работу опубликовал Луи Жак Дагер. Снимок «Бульвар дю Тампль в Париже» считается первой фотографией, на которой есть человек. Дело в том, что в первые годы после изобретения фотографии время экспозиции было довольно длительным, движущиеся фигуры не успевали запечатлеться на снимке и как будто растворялись. Поэтому на фотографиях того времени улицы городов выглядят пустыми. Здесь же чистильщик обуви и его клиент оставались почти неподвижными всё время съёмки — десять минут.

Практически одновременно с Луи Дагером англичанин Уильям Тальбот изобрёл негативно-позитивную технологию получения фотографического изображения. В качестве его носителя он использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Процесс позволял тиражировать позитивное изображение с помощью контактной фотопечати. Однако получаемый позитив уступал дагеротипу в качестве из-за отображения волокнистой структуры бумаги и грубых полутонов. В этой связи дагеротипия долго оставалась доминирующим фотопроцессом. Одним из её главных применений стало портретирование. Уже к середине 1840-х годов дагеротипный фотопортрет почти полностью вытеснил художественную миниатюру, заставив большинство живописцев этого направления переквалифицироваться в фотографы.

Когда-то в нашем городе, называвшемся Шевченко, было всего два крупных фотосалона - «Арман» и «Молодость». Нет, наверное, у нас такого долгожителя, который не посетил хотя бы один из них и не поместил в семейный архив фотографию с названием фото-студии. Но это осталось в прошлом. Теперь же мы сами можем снимать и портреты, и пейзажи, домашних питомцев, натюрморты, интерьеры, делать коллажи и инсталляции – в общем, всё-всё-всё, что привлекает наше внимание и на что способно наше воображение, усиленное творческими способностями. Фотографии отныне мы складываем не в альбом, а в «облако» - ведь у любителей фотографировать их без преувеличения миллионы, поэтому ни в какой альбом и даже в сто альбомов они не поместятся. Время от времени снимки всплывают из этого самого «облака», напоминая нам о далёких и близких событиях, дорогих нашему сердцу. Как здорово, что благодаря создателям фотографии есть такая возможность – остановить мгновение и запечатлеть его навсегда!

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Мангистау #Актау #история #фотография
Объявления
live comments feed...