• Главная
  • АЭС в Казахстане: готова ли нормативная база?
16:25, 30 сентября

АЭС в Казахстане: готова ли нормативная база?

Фото с сайта pixabay.com

Фото с сайта pixabay.com

Строительство атомной электростанции (АЭС) в Казахстане является важным и стратегическим вопросом, учитывая стремление страны к диверсификации энергетических источников и необходимости обеспечения энергетической безопасности. В условиях растущего энергопотребления и потребности в устойчивом развитии, выбор в пользу ядерной энергетики очевиден. Процесс строительства и запуска объекта потребует тщательной подготовки и проработки с точки зрения нормативно-правового регулирования, охватывающего как внутренние законодательные рамки, так и международные обязательства.

Нормативно-правовое регулирование возможного строительства АЭС в Казахстане опирается на несколько ключевых аспектов. Казахстан является участником международных соглашений, регулирующих использование атомной энергии в мирных целях, включая Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а также членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Это накладывает обязательства по соблюдению стандартов ядерной безопасности, радиационной защиты и предотвращению распространения ядерных технологий.

Существующая законодательная база в области атомной энергетики в Казахстане достаточно развита, однако с развитием планов по строительству АЭС возникает необходимость в ее актуализации и дополнении. В частности, важным элементом является разработка специальных законов и подзаконных актов, регулирующих процесс лицензирования АЭС, проектирования, строительства и эксплуатации. Также актуальным является вопрос установления требований по охране окружающей среды и радиационной безопасности, которые должны быть интегрированы в законодательство.

Ответственным органом за регулирование в сфере использования атомной энергии в Казахстане является Комитет атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан. Он выполняет функции государственного регулирования в области использования атомной энергии, включая выдачу лицензий и контроль за соблюдением требований безопасности. Важную роль играет также сотрудничество с МАГАТЭ, которое обеспечивает международный надзор и поддержку в вопросах ядерной безопасности.

Вопрос подготовки нормативной правовой базы для строительства и эксплуатации АЭС прокомментировала генеральный директор Научно-технического центра «Безопасность ядерных технологий» Ирина Тажибаева в ходе семинара в Алматинском университете энергетики и связи им. Г. Даукеева, передает корреспондент сетевого издания Orda.kz.

– Регуляторная база есть, но нуждается в совершенствовании. К примеру, в настоящее время нет общего перечня нормативно-правовых актов в области использования атомной энергии – для каждого объекта использования атомной энергии применяется индивидуальный подход. Связано это с тем, что многие из документов разработаны и утверждены в Советском Союзе или Российской Федерации, и их действие распространено на Казахстан именно для конкретной установки. Комитет атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан как регулирующий орган согласовывает перечень и дает разрешение на применение НПА отдельно для каждой установки/объекта. Для планируемой к сооружению АЭС целесообразно частично согласовать регуляторные документы потенциальных поставщиков реакторных технологий (вендоров), – цитирует Тажибаеву корреспондент Orda.kz.

Эксперт добавила, что расширить нормативную базу придется значительно. В полный перечень НПА, используемых при создании АЭС, по ее мнению, в обязательном порядке должны быть включены документы МАГАТЭ. А для успешной реализации положений конвенций и соглашений все-таки не хватает некоторых подзаконных актов, пишет сетевое издание. Ирина Тажибаева подчеркнула, что необходимый перечень НПА должны быть составлены в самом начале работ – на этапе подготовки межправительственного соглашения по строительству АЭС. Документы должны быть утверждены Постановлением Правительства РК.

Для строительства АЭС в Казахстане руководство страны сочло необходимым учесть общественное мнение, так как проекты такого масштаба вызывают дискуссии. В связи с этим в регионах были проведены общественные слушания. В ходе встреч обсуждались возможные риски и выгоды от строительства АЭС. За слушаниями последует общенациональный референдум, в ходе которого каждому гражданину Казахстана будет предоставлена возможность сделать выбор посредством голосования, которое пройдет 6 октября текущего года.

– Проведение референдума поможет принять взвешенное решение по развитию атомной энергетики и обеспечению энергетической безопасности страны. Сегодня мы стоим на пороге исторического события. Без стабильного, экологичного и рентабельного электроснабжения мы рискуем остаться на обочине истории. Нам, казахстанцам, предстоит принять важное для страны решение. Решение, которое определит наше будущее, – считает министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев.

В случае принятия положительного решения, перед реализацией проекта государству предстоит решить вопросы инфраструктурной готовности, включая создание транспортной и энергетической сети для интеграции АЭС в общую энергосистему страны. Технические требования к таким проектам очень высоки, и для их реализации потребуется привлечение международных партнеров с опытом в строительстве и эксплуатации атомных станций.

Особое внимание должно уделяться подготовке кадров, отмечают эксперты. Для успешного функционирования АЭС необходимо иметь высококвалифицированных специалистов в области атомной энергетики, включая инженеров, операторов и специалистов по ядерной безопасности. В этой связи важным шагом является развитие образовательных программ и повышение квалификации специалистов.

Проработки потребует вопрос финансирования строительства АЭС. Варианты могут включать как государственное финансирование, так и привлечение частного капитала, а также заключение межправительственных соглашений с зарубежными партнерами. В этом контексте рассматриваются совместные проекты с ведущими мировыми компаниями в области атомной энергетики, что может способствовать не только финансированию, но и передаче технологий и ноу-хау.

Строительство АЭС в Казахстане требует комплексного подхода к нормативно-правовому регулированию, начиная от международных обязательств и заканчивая внутренними законодательными актами, направленными на обеспечение ядерной безопасности, экологической защиты и социальной ответственности. Важно, чтобы развитие ядерной энергетики шло в русле стратегических целей страны по обеспечению устойчивого энергетического будущего и минимизации экологических рисков.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#АЭС #станция
Объявления
live comments feed...